Ник: Пароль: Регистрация Забыли пароль?
Поиск:
ГлавнаяБиблиотекаВаш малышРазвитие → Как помочь ребенку с трудностями в обучении

Как помочь ребенку с трудностями в обучении

Трудности в обучении преодолимы

С трудностями в обучении ребенок может столкнуться в разном возрасте. Например, первоклашка с большим трудом пытается усвоить школьную программу, а через пару лет учеба доставляет удовольствие. Или, успешно проучившись несколько классов, дитя неожиданно обнаруживает, что ранее свойственная легкость в понимании информации пропала. Трудности могут носить избирательный характер: школьнику сложно усваивать все предметы или загвоздка заключается в одной дисциплине.

Путь преодоления трудностей в обучении зависит от причин их возникновения. Среди источников неудач в процессе усвоения наук выделяют следующие:

  1. Недостаток учебной подготовки;
  2. Эмоциональное отношение к учебному процессу;
  3. Формализм в усвоении знаний;
  4. Слабая произвольность деятельности.

Указанные причины часто возникают совместно. В некоторых случаях для их устранения достаточно самоконтроля со стороны учащегося, в других – без активной работы родителей, психолога и педагога не обойтись.

Ликвидация пробелов в знаниях

Недостаток учебной подготовки проявит себя рано или поздно. Даже хороший уровень развития мышления не восполнит отсутствие общеучебных умений и навыков. Если ребенок не присутствовал на каком-либо уроке, необходимо обязательно рассмотреть пропущенную тему дома.

Также целесообразно периодически освежать знания предшествующих периодов обучения. Вынужденная или плановая остановка в основном учебном процессе – повод заниматься самостоятельно. В продаже имеется огромное количество учебных пособий. Они содержат разнообразные игры, кроссворды, шифровки, логические задания, викторины по многим учебным предметам. Решая предложенные упражнения, ребенок будет не только развлекаться, но и развивать сообразительность, логическое мышление, умение работать самостоятельно, а, главное, непринужденно повторять ранее пройденный материал.

Некоторые семьи сталкиваются с ситуацией, когда без помощи репетитора или педагога не обойтись. Обращаясь к профессионалу, вы должны быть уверены в его компетенции и добросовестности. Например, можно ориентироваться на отзывы людей, воспользовавшихся услугами конкретного репетитора.

Эмоции и учебный процесс: ищем баланс

Многим школьникам характерно эмоциональное отношение к учебе. Регулярно сталкиваясь с необоснованной, не опирающейся на факты похвалой в свой адрес, ребенок не в состоянии адекватно оценить свои возможности. Будучи уверенным в собственной одаренности и исключительности, дитя охотно берется за много дел, а при первых же трудностях бросает начатое.

Противоположная ситуация – бездоказательная критика со стороны взрослых. Такое поведение родителей, а иногда и педагогов, способствует закреплению неуверенности, пассивности, чувству вины. Бестактность, чрезмерная властность, равнодушие формируют комплекс неполноценности. Какая уж тут учеба, когда из-за слабоволия и робости к ней потерян всякий интерес.

К основным рекомендациям относятся следующие:

  • Хвалите отпрыска только тогда, когда он действительно этого заслуживает;
  • Указывайте на реальные ошибки;
  • Не оскорбляйте и не унижайте детей.

Помогите школьнику выработать объективные критерии неуспешности и успешности. Стимулируйте стремление ребенка к проверке своих реальных возможностей, совместно находите способы развития способностей и их совершенствования. Помогая школьнику увидеть его талант, вы создадите основополагающую веру.

Формальность – препятствие к успешности

В процессе обучения школьник может столкнуться с двумя видами формализма:

  1. Механическое зазубривание материала без попыток проникновения в суть;
  2. Имеющиеся знания и абстрактные понятия не позволяют ребенку связать их с конкретными процессами.

В системе по преодолению и профилактике формализма необходима общая работа. С одной стороны, следует формировать абстрактное мышление и развивать познавательные процессы, с другой – объяснять связь между действительностью и школьными знаниями.

На помощь детям придут красочные энциклопедии. Они содержат доступную информацию не только по школьной программе, но и выходящую за ее рамки. Сбор знаний и приведение их в систему – основная задача познавательной литературы.

Поощрение учебной деятельности

Последняя причина «Слабая произвольность деятельности» – это, другими словами, элементарная лень. По словам ученика, он не может заставить себя постоянно заниматься, жалуется на нежелание учиться. В борьбе с ленью некоторые родители применяют угрозы и наказания, но более действенным способом является поощрение. К последствиям поощрения успехов в учебе относят:

  • Создание положительного представления о себе;
  • Фокусировка на сильных сторонах ученика;
  • Стимулирование позитивной деятельности.

Умение учиться – залог успеха

Основополагающим фактором в помощи преодоления трудностей обучения является умение учиться. Когда школьник способен отделять известное от неизвестного, понимает требования, выдвигаемые системой образования, имеет цель, для достижения которой необходимы определенные знания, процесс обучения проходит гладко. Заинтересуйте, мотивируйте ребенка и у вас все получится!

 

Как помочь ребенку с трудностями в обучении

 

Полезна: 0 голосов
Не полезна: 0 голосов

Комментарии