Ник: Пароль: Регистрация Забыли пароль?
Поиск:



Какими социальными сетями вы чаще всего пользуетесь?

Facebook
 
31%
Одноклассники
 
6%
В контакте
 
25%
Instagram
 
38%
Twitter
 
0%
Другие
 
0%

ГлавнаяБиблиотекаДля мамыРазное → «Мама не хочет в школу!»

«Мама не хочет в школу!»

Гипервовлеченность родителей в образовательный процесс – хорошо или плохо?

Папа у Васи силен в математике,
Учится папа за Васю весь год.
Где это видано, где это слыхано,
Папа решает, а Вася сдает!

В. Драгунский, «Денискины рассказы»

 

Перед 1 сентября проносится шквал материнских стонов, из которых можно вычленить единое пожелание: «Мама не хочет в школу!» То, что дети хотят продолжения банкета каникул, – понятно и объяснимо. Веселиться и отдыхать школьникам всегда нравилось больше, чем учиться. Но всеобщая материнская ненависть к школьным занятиям – это уже особенность нашего поколения. Как мы дошли до жизни такой?



 Автор этой статьи получила школьное образование в безмятежные 80-е. Тогда мамы вовсе не стонали в преддверии осени, наоборот: дети шли в школу, не болтались без дела с ключами на веревочке на шее, родителям было легко и спокойно. Даже самые ответственные мамы переставали проверять домашние задания к середине второго класса. И – удивительно! – не блиставшие особыми талантами чада совершенно без родительского участия осваивали школьную программу как минимум на 3 и 4.

Нет, случались и исключения. Были прогулы, и хулиганство, и «явиться завтра с родителями», но на долю среднестатистической мамы приходился один, ну, может, два дисциплинарных вызова в год. А что до двоек, то эту проблему решали еще проще: отстающих учеников прикрепляли к отличникам, и они еще раз разбирали пройденные темы вместе (странно об этом вспоминать, правда?) И уж в самых критических ситуациях учительница оставалась с двоечником после уроков сама.

     Сейчас в это трудно поверить, но раньше родители не занимались учебой детей. Образование давала школа. Точка.

Перелом произошел в лихие 90-е, и начался он совсем не с уроков, а с денег. В ситуации экономической катастрофы школы переложили, кто больше, кто меньше, вопросы своего обеспечения на родителей. Мамы и папы скидывались на побелку, покраску, двери и окна, шторы и лампы, новые доски и туалетную бумагу. Начиналось все со слезных просьб, а закончилось едва ли не прямыми обвинениями в адрес отказывающихся спонсировать учебный процесс. Как «не будете сдавать» на новые стулья? Тогда ваш, лично ваш ребенок будет сидеть на старом стуле!

В какой-то момент требования перекинулись со стульев на знания. Мне кажется, что я довольно четко помню, как году в 2003-2004 на родительском собрании с некоторым удивлением узнала, что учитель только транслирует информацию, а уж будет ребенок ее усваивать, не будет – забота родителей. Помнится, еще с сожалением подумала: вот же не повезло с учителем!

    Но дело было, конечно, не в учителе. Если материальное финансирование школ начало потихоньку возвращаться, то их «интеллектуальное финансирование», учебники и учебные программы, уходит в глубокий штопор.

Еще вчера все, от первоклашки до министра образования, были уверены, что «жи-ши пишется через и», а уже сегодня не всякая мама сумеет справиться с фонетическим разбором, где вместо «и» – «ы», а вместо «ю» и вовсе «йу», и так всю младшую школу. И это мы еще не дошли до математики, где вместо арифметики всплывает теория множеств, и окружающего мира, где изучали что угодно, но только не составляли календарь погоды.

«Большинство родителей следят за школьной жизнью ребёнка, но они не готовы участвовать в учебном процессе и развитии школы», — говорится в сообщении пресс-службы Института образования НИУ ВШЭ о результатах исследования вовлеченности родителей в школьную жизнь детей.

Согласно исследованию, три четверти опрошенных отслеживают события в классе, две трети интересуются новостями школы. Каждый третий помогает в организации классных и внеклассных мероприятий, каждый четвертый участвует в родительском комитете. Однако лишь один из 14 родителей вносит предложения об организации учебного процесса и внеурочной деятельности, один из 18 – о развитии всей школы: какие нужны кружки, какие профили открыть в старшей школе, с какими вузами, музеями полезно заключить соглашения.

    Возможно, советские учебники не были идеальны и уж точно, как сегодня говорят, «не отвечают на вызовы современности», но это были универсальные методики, обкатанные поколениями, без сюрпризов и подводных камней.

Изобилие новых программ обладало одним существенным недостатком: они полнились педагогическими тупиками. Учителя то и дело не знали, как объяснить, дети – как понимать, а крайними оказались родители. Именно они, рыдая, решали по ночам задачки Людмилы Георгиевны Петерсон, которые, положа руку на сердце, хороши далеко не для каждого ребенка и даже не для каждого педагога.

Однако окончательно нас сгубил… интернет. 15 лет назад компьютер-то был далеко не в каждом доме, а доступ к интернету – и вовсе через модем и dial-up, то есть, попросту, через телефонную линию. Вот так – телефон отключался, интернет подключался… Не детское развлечение! Разумеется, никто не предлагал ребенку посмотреть информацию в интернете.

Но уже в конце нулевых «не сетевых» детей практически не осталось, а новые ФГОСы внедрили в массы вместо привычных примеров и упражнений – проекты и презентации, то есть творческий подход вместо рутинного. С моей позиции мамы трудно судить, был это «ответ на вызовы современности» или просто калька с американского учебного процесса. Но довольно быстро выяснилось, что этой творческой свободой не могут воспользоваться ни дети (которым не хватало базовых знаний), ни педагоги, которые и сейчас ждут, чтобы все было выполнено красиво и аккуратно, а вовсе не самостоятельно. Крайними, как всегда, остались родители. Оказалось, что найти в интернете достоверную информацию о тропических рыбах, подобрать картинки и связно оформить текст может папа второклассника, а никак не второклассник. И, что довольно обидно, учитель оценивает эту презентацию выше, чем оформленную от руки работу ребенка, выполненную без помощи родителей.



Казалось бы – ну что за беда, ну написала мама с ребенком ребенку доклад про хищников Казахстана. Ну, сделал папа с ребенком за ребенка проект по современным методам пайки в домашних условиях. Может, и хорошо? Родители и дети общаются, объединены одним делом. Мама и папа всегда в курсе школьных проблем, замечательно!

    На деле ребенок получает установку: учеба в школе – занятие непосильное для моего мозга. Я не справлюсь сам никогда и ни в коем случае, можно даже не пытаться. Я только все испорчу и все равно ничего сам не смогу.

В итоге заканчивается первый класс… второй… пятый… а ребенок по-прежнему ждет обстоятельного участия мамы в его школьных делах. Мама же к концу средней школы вплотную подходит к отметке «знал, но забыл». Ведь редко кто из нас после 30 досконально помнит весь школьный курс; что-то невостребованное в повседневной жизни непременно вываливается из памяти. Одни начисто забывают тригонометрию, другие – строение амеб, третьи – неправильные английские глаголы, хотя все еще «да, я спик инглиш». И тут и раздается исполненный муки стон «мама не хочет в школу!»

    Я уже даже не удивляюсь числу знакомых, которые перешли на надомное обучение. Учитывая степень вовлеченности родителей в образовательный процесс, лишним звеном в нем действительно оказывается школа, а не мама. Изъять школу из образовательной цепочки, и почти ничего не изменится. Ну, почти ничего.

Дорогие мамы, может, нам просто перестать уже учиться в школе? В конце концов, все мы уже со школьными аттестатами… Может, оставить ребенка наедине с уроками, и объяснить, что если он не понял тему, можно обратиться за помощью к учителю или однокласснику (хорошая же была традиция!) Перестать готовить детям доклады и презентации. Не справятся сами – ну так, может, и рано еще? Мы-то с вами отучились без презентаций и без научных проектов, во всяком случае, в начальной и средней школе. И ничего, не растеряли творческий потенциал, а из некоторых получились потом кандидаты и даже доктора наук.

Наверное, совсем бросить ребенка на произвол судьбы не получится, но ведь вполне можно отдать ему ведущую роль, оставив себе столько школьных обязанностей, сколько хочется, можется и комфортно. Дети приспосабливаются к такому положению вещей очень быстро, даже мамы адаптируются дольше. А там…

А там и свобода! Вы не в школе. В школе – ваш ребенок, и это замечательно!

2.09.2018
Автор: Екатерина Ершова

Источник - http://sibmama.ru/

«Мама не хочет в школу!»

Гипервовлеченность родителей в образовательный процесс – хорошо или плохо?

Полезна: 1 голос
Не полезна: 0 голосов

Комментарии

У нас запрещёно обращаться к учителю за помощью, вернее, обратиться то можно, но помощь не получит ребёнок. Поэтому только к родителю.
Ирэн
Гость // 08.09.2018 22:32