Ник: Пароль: Регистрация Забыли пароль?
Поиск:
ГлавнаяФорумШкольники → Когда первоклассники не хотят учиться или когда учитель бессилен?

Когда первоклассники не хотят учиться или когда учитель бессилен?

Поиск сообщений (в теме) по нику автора:
 
25.04.2013 15:06 #
X
Дата регистрации: 23.04.2013
Дней на сайте: 1400
Авторитет: 0
almamater21
Вот раздаётся телефонный звонок и взволнованным голосом мама задаёт вопрос: как к вам в Центр можно попасть на консультацию?

Проблемы, с которыми обращаются родители, обозначаются примерно одинаково для всех первоклашек последних лет – не хочет учиться, учитель предлагает домашнее обучение, не слушается в школе, на уроках играет, все над ним смеются, домашнее задание выполняет со скандалами…

Есть и другие звонки по поводу неуспехов первоклашек, но это другой рассказ и он будет называться «Почему дети не могут учиться и Чем может помочь психолог?»

Что же происходит и почему учитель зачастую бессилен в таких ситуациях?

Родители недоумевают – ребёнок был успешным в детском саду, его водили в разные развивающие центры, читать и писать начал, чуть ли не в 5 лет, кстати, нередко это строгое требование школы, прошёл предшкольную подготовку. Везде были положительные результаты, ребёнок выполнял тесты, рассказывал стихи – всё было хорошо, а в школе стало плохо. При этом родители отмечают, что учитель хороший, ребёнок не жалуется, его не обижают, но учиться не хочет и ведёт себя необъяснимо.

Если результаты диагностики и информация от родителей свидетельствуют о нормальном умственном развитии ребёнка, тогда и начинается поиск причины такого поведения. Каждый случай уникален своим решением, а вот причины одинаковы:

- не сформирована роль ученика, потому что не сформированы механизмы ролевого поведения (делает на уроке что хочет, встаёт, уходит, ползает по классу, с учителем разговаривает на равных, не прислушивается и не выполняет требования учителей, дома сердится, плачет, капризничает при выполнении домашних заданий);

- не развита мотивационно-потребностная сфера, либо нуждается в психологической коррекции (играет во время уроков с игрушками, во время уроков привлекает в игру одноклассников, домашнее задание выполняет только с родителями и только с уговорами, разговаривает с ровесниками только на темы игр, не любит рассказывать о школе, противится требованиям самостоятельного поведения в школьных вопросах);

- не развита волевая саморегуляция первоклассника (всё начинает делать вместе со всеми, бросает, не сделав или делает как попало, из-за этого быстро перестаёт быть успешным, потому что не происходит научение новому знанию и отработка умений и навыков, обещает, а выполнить не может, берется сразу за несколько дел, потому что всё интересно. Запоминает только то, что привлекает внимание. Родители уже к концу второй четверти изматываются от того, что им приходится делать всё вместе и вместо ребёнка, при этом в ответ на требования и критику ребёнок очень расстраивается, плачет…Обычно всё заканчивается неврозом или болезнью первоклассника)

Есть и другие проблемы, но именно эти делают ребёнка неуспешным в роли первоклассника, а его обучение неэффективнымв таких условиях.

Учителя во время учебного процесса как раз и опираются на эти качества первоклассников, то есть научить ребёнка учиться можно при условии, что он выполняет легко роль ученика (не мамин ребёнок в классе других детей), понимает, почему нужно учиться и это для него очень важно, значимо (родители играют главную роль в формировании учебной мотивации), прилагает волевые усилия для управления своими желаниями, эмоциями и своей учёбой.

В качестве примера представьте картинку, ребёнку купили велосипед и отправили на соревнования, предлагают и заставляют на велосипеде ехать к финишу, ребёнок и сам хочет, а ногами крутить педали он не умеет, равновесие держать не умеет.

Он ведь упадёт, хорошо, если не разобьётся, точно не выиграет соревнования, а потом его ещё и поругают все, что ничего не получилось. Дети придумывают разные способы: кто-то бросает велосипед и бежит сам - ему говорят, нет, правила и условия не выдержал. Тогда ребёнок берёт велосипед и бежит вместе с ним, но опять не так, он ведь не едет. В лучшем случае, ребёнок скажет - не умею, научите. В большинстве случаев, сначала обидится, потом перестанет стараться, ведь взрослые ставят его в эти условия, не сам он.

На примере нам понятно, что надо делать в первую очередь, вот и в учёбе – психологическая готовность ребёнка такая же важная составляющая успешности первоклассника.

Родители недоумевают: «Мы же везде ребёнка развивали, почему это произошло?»

Здесь факторов много и в разных ситуациях они разные. Можно подробно рассмотреть их, но смысл статьи в том, что первокласснику нужно помогать как можно быстрее.

Часто родители хотят получить консультацию психолога, а помогать ребёнку собираются сами, к сожалению, у них ничего не получится самостоятельно. Ведь они уже воспитывали своего ребёнка все 7 лет, а важные качества не сформировали, по разным причинам, кто-то недостаточно времени уделял ребёнку, кто-то просто не умеет воспитывать детей (умеет любить и баловать).

Но и без родителей ничего не получится, теперь, когда время немного упущено, родителям нужно будет пересмотреть свои воспитательные позиции. Вот так в тесном сотрудничестве психологи, родители и учитель помогают первоклассникам стать успешными. Приходите, поможем.
offline
Ответить на это | Цитировать