Ник: Пароль: Регистрация Забыли пароль?
Поиск:
ГлавнаяБиблиотекаВаш малышРазвитие → Методики диагностики одаренных детей

Методики диагностики одаренных детей

Методики диагностики одаренных детей могут иметь существенные различия, поскольку выявить одарённого ребёнка довольно сложно. Этот процесс является довольно продолжительным, поскольку требует анализа развития конкретного ребёнка, объективной оценки его способности. Нельзя сказать, что ребёнок является одарённым, если была проведена лишь одна процедура. Выявление одаренности ребёнка должно происходить в несколько этапов в процессе обучения, участия в специальных процессах дополнительного образования.

Можно ли допустить ошибку?

Да. Допускаются ошибки касательно как положительного критерия, так и отрицательного. Высокие показатели не всегда свидетельствуют об одарённости, и напротив, низкие показатели не всегда свидетельствуют об отсутствии одарённости. При прохождении теста креативности даже одарённые дети могут иметь небольшие показатели, поскольку они занимают познавательную позицию. Это не говорит о том, что ребёнок не наделён талантами.

Можно ли потерять талант?

Одарённые дети не смогут стать успешными, добиться желаемого результата в творческих начинаниях, если сами не будут стремиться к этому, прилагать много усилий. Называть ребёнка одарённым или неодарённым стоит аккуратно, поскольку это может повлиять на его будущее. Даже одарённый кроха может вести себя безрассудно и легкомысленно, в то время, когда другие менее одарённые дети будут прилагать усилия для развития своих талантов. Диагностирование одарённости не обеспечивает результатов в будущем, поскольку при отсутствии работы над собственными способностями, они могут пропасть. Но и наоборот, не каждый талантливый взрослый казался в детском возрасте одарённым.

Существуют следующие способы выявления одарённых детей:

  1. Наблюдение за ребёнком в разнообразных ситуациях. При этом наблюдение должно быть не единичным случаем, а продолжительным процессом.
  2. Оценка разных сторон поведения ребёнка, рассмотрение его деятельности. Нужно рассматривать различные источники данных, при этом постараться оценить как можно больше имеющихся у крохи способностей.
  3. Проведение тренингов, которые могут быть направлены на развитие тех или иных умений. Проведение тренинговых занятий позволит ребёнку раскрепоститься, избавиться от психологических преград.
  4. Оценка поведения ребёнка в тех сферах, которые максимально соответствуют его творческому потенциалу, для этого можно провести предметно-игровые занятия.
  5. Мнения специалиста в той области, в которой развивается ребёнок. Можно привлечь специалиста, который является экспертом, но не стоит забывать о том, что его мнения может оказаться предвзятым или устаревшим.
  6. Изучение образовательной среды, в которой обучается ребёнок. Это поможет понять, насколько одарён малыш, насколько он отличается от своих сверстников, в чём превосходит их. Часто для одарённых детей разрабатывают специальную методику обучения, которая будет соответствовать развитию ребёнка, не будет мешать развитию его способностей.
  7. Валидные методы психодиагностики, которые подразумевают наблюдение за ребёнком, беседы с ним на разнообразные темы, оценивание педагогами и родителями, различные эксперименты, анализ творений ребёнка.

Уровень интеллектуального развития не может верно обозначить степень одарённости. Для того чтобы выявить по-настоящему одарённого ребёнка, важно провести ряд исследований, наблюдений. Нужно учитывать, что тесты на креативность и интеллект обладают рядом ограничений:

  1. Большая часть тестирований создавалась не для того, чтобы выявить одарённость, потому тесты не могут гарантировать подлинный результат. Они разрабатывались для конкретных целей.
  2. Данные, которые получаются в результате тестирования, могут меняться, поскольку они зависят от эмоционального состояния ребёнка, от условий, в которых проводился тест. Чем больше одарённости у ребёнка, тем сильнее он зависит от данных обстоятельств. Следует сделать вывод, что подобные тесты не могут полноценно диагностировать одарённость детей.
  3. Многие тесты позволяют определить лишь определённую способность, которая не сказывается на общей одарённости ребёнка, потому проводимые тестирования не могут стопроцентно выявить одарённого ребёнка.
  4. Не следует определять судьбу ребёнка только по результатам теста, ведь они могли быть получены под влиянием определённых факторов. Диагностика результатов тестов должна учитывать все факторы, которые могли оказать влияние на итог тестирования.

Весьма важно выявить одарённость у конкретного ребёнка, поскольку это даст ему надежды на будущее, придаст стимул для развития способностей. Но выявление одарённости не должно представлять собой единичную процедуру, напротив, нужно провести ряд исследований, привлечь к оценке одарённости экспертов определённой области, изучить среду, в которой развивается ребёнок. Только после этого можно будет делать заключения.

 

Методики диагностики одаренных детей

 

Полезна: 0 голосов
Не полезна: 0 голосов

Комментарии