Принципы обучения детей с нарушениями в интеллектуальном развитии во многом отличаются от обучения обычных детей, но они все имеют образовательную, развивающую и воспитывающую функции обучения.
Ключевой принцип обучения — всестороннее развитие. В спецшколах развивают личность одновременно физически и умственно. Изначально любой отстающий ребенок не способен к долгому обучению, поэтому первые годы в детях стараются воспитать навыки работы в коллективе: развить фонематический слух, исправить недостатки в произношении, сформировать самые простые представления о мире, обогатить словарный запас.
Трудовое воспитание
Значительную роль в получении знаний играет труд. Не имеет значения, будет ли ребенок делать что-то сам под надзором учителя или работать в классе с другими детьми, труд разовьет интеллект. Он может быть обычной работой руками, например, надеть колпачок на ручку или прицепить прищепку на веревку. Эту работу проще всего освоить и понять, но даже она может втянуть ребенка в познавательный процесс. Труд и воспитание обеспечат стимуляцию ума.
Воспитательное обучение
Этот принцип включает:
- создание мировоззрения, понимание мира, общества;
- развитие нравственности, дисциплины, трудолюбия, упорства;
- корректировка интеллектуального развития.
Дети с нарушениями интеллектуального развития могут запоминать материал в меру своих возможностей. Задача учителя — подавать информацию как часть общества, с его правилами поведения и потребностями.
Системность
Занятия с ребенком нельзя проводить бессистемно. Он должен знать структуру обучения: его продолжительность, частоту. Материал должен даваться поэтапно, но каждый раз в несколько расширенном виде. Это помогает лучше его запомнить, закрепить и раскрыть более глубоко.
Научность
Он заключается в переходе от визуального описания к его внутренней сущности предмета или явления. Дети с нарушением интеллектуального развития запомнить определенный объем материала, как здоровые, не могут. За многие годы практики экспертам удалось определить минимум, который дети освоить в состоянии. Но это не значит, что в преподавании надо до примитивизма упрощать подачу материла, так как это сформирует неправильное восприятие сути вопроса.
Доступность
Доступно — это не значит предельно просто. У умственно отсталого ребенка знания о мире очень отличаются от сверстников из обычных школ. Учитель может подавать информацию в непривычных и стандартных формах. Одним детям лучше дается информация в виде картинок, другим нет, но в любом случае нужен индивидуальный подход, который поможет донести ее до ученика.
Обучение можно построить на механизмах мышления, несформированных полностью, но достаточных для усвоения нужного объема информации. Здесь важен комплексный подход к восприятию. Например, в каких-то моментах нужно сосредоточиться не на текстовой информации, а на запоминании эмоций, которые она вызывает (это важно при изучении литературы и живописи). Во время трудовых занятий, эмоции наоборот нужно отбросить, и сосредоточиться на порядке выполнения работы.
Наглядность
Абстрактное мышление у ребят развито плохо, поэтому нужно делать акцент на чувствах. Чувственный образ может помочь усвоить информацию. Преподаватель должен знать, что упор на чувственность, также как на личный опыт, — одно из ключевых основ в обучении. Дети должны хорошо визуализировать образы, с которыми у них будут ассоциироваться конкретные эмоции.
Осознанность
Ребенок может быстро забыть любой материал, если он не будет им осознан. Часто дети не в состоянии его усвоить, потому что не понимают его как проблему, которую нужно разрешить. Они в него не вникают, запоминая только то, что говорит учитель. Необходимо помочь понять задачу, исходные данные, которые позволят найти решение, а значит, запомнить материал.
Хорошее усвоение знаний
Любая информация должна быть понята и усвоена. Детям в спецшколах это сделать тяжело, поэтому у них необходимо поддерживать интерес к уже сформировавшимся знаниям: выделять ключевые мысли в изучаемом материале, так как дети запоминают события, сосредоточенные на основной мысли. Важно рассказать ребенку о практическом смысле усвоенного материала, продемонстрировать сферы жизни, где его нужно использовать.
Индивидуализация
У детей с интеллектуальным отставанием огромное значение придается индивидуальности восприятия, поэтому важно помимо совместного обучения со сверстниками сосредоточиться на мыслях каждого ребенка.
В процессе обучения детей с нарушениями интеллектуального развития нужно всегда оставаться терпеливым, внимательным и применять по отношению к ним исключительно специализированные методики обучения.