Ник: Пароль: Регистрация Забыли пароль?
Поиск:
ГлавнаяБиблиотекаВаш малышРазвитие → Как правильно делать уроки в первом и втором классе: 8 шагов

Как правильно делать уроки в первом и втором классе: 8 шагов

Если ваш ребенок во втором классе, в эти дни он, возможно, впервые столкнулся с школьными оценками и домашними заданиями (по закону ни того, ни другого в первом классе быть не должно). И детям, и родителям очень хочется, чтобы домашняя работа была сделана хорошо. Но из-за этого часто уроки делаются "на нервах" и портят отношения в семье. Свой подход к домашней работе излагает психолог Лариса Суркова. Он опробован на ее детях - студентке Маше и школьниках Глаше и Степе. Две младшие дочки в школу пока не ходят.

                                                

 

За что я не люблю домашние задания

В первом классе дети, даже те, кто пришёл из детского сада, проходят адаптацию на протяжении трёх-четырёх месяцев. Школа — это совсем новое пространство, и ребёнок затрачивает много сил на приспособление к нему. Если бы речь шла только о том, чтобы выучить стихотворение! Но родители хотят "выжать" из ребенка 105%, ведь 100% — уже мало! Начинается бесконечная, выматывающая тренировка в написании палочек и крючков.

Но ведь через несколько лет школьники будут выполнять большую часть заданий на компьютере, и почерк автоматически утратит свое значение. Почерк индивидуален — как манера рисовать, как тембр голоса, как темп ходьбы! Домашние задания (в том виде, что существуют сейчас) портят отношения между детьми и родителями.

Родители не замечают надлома в отношениях, а я по роду своей деятельности постоянно встречаюсь с его последствиями.

"Она плохо учится мне назло!" Ну почему "назло"?

Неужели тетрадки с отличными оценками важнее, чем ребёнок?! Когда домашнее задание подразумевает чтение или творческий процесс — это здорово! Но творчество не значит "задание для родителей" или "поиск в интернете". Найти ответы в книгах — вот это прекрасное задание!

Дети делают уроки сами

Мои дети всегда делают уроки сами. Я не вмешиваюсь и не позволяю этому испортить наши отношения. Качество выполнения заданий при этом — отдельный вопрос, но это уже зависит от мотивации. Расскажу, как мы делаем домашние задания. Сразу предупреждаю — вам не понравится.

У многих возникнет внутреннее сопротивление и чувство вины. Моя позиция сформировалась в школьные годы старшей дочери, благодаря моей маме (учителю со стажем 35 лет) и гуру психологии, у которых я училась. Основная мысль: если вы хотите, чтобы ребёнок учился, учиться должен он. Есть тут одно "но": в перечне обязанностей "хорошего родителя", который вам выдали вместе с материнской короной в роддоме, есть пункт "у хорошей мамы ребёнок должен хорошо учиться".

Сотни раз я слышала: "Он сам сделает домашнее задание, получит за него двойку, а мне стыдно будет". Вы в курсе, что стыд за мужа-алкоголика и ребёнка-двоечника — это симптом созависимости? Это ваша беда, с которой вам надо разбираться. Так вы душите детей — иногда в угоду учителю, ведь он велел делать домашние задания вместе. А знаете, почему? Потому что школе выгодно, чтобы дети имели только хорошие оценки. Но такие оценки никак не свидетельствуют об уровне знаний вашего ребёнка.

 

                                                

Как научить ребенка делать уроки: 8 шагов

Конечно, выбор за вами, но вот моя схема.

• По закону в первом классе запрещено домашнее задание. Нам повезло: у всех наших детей было именно так. Первый месяц учёбы — никаких нагрузок дома. Со второго — начинаем читать. Например, я прошу мне почитать, когда готовлю. Мы выбираем книгу по вкусу ребёнка, не важно, фэнтези или про животных. Так у ребёнка возникает привычка делать уроки после школы.

• Когда появляются домашние задания (у нас это происходит во втором классе), первую неделю ребёнок делает уроки в одном помещении со мной. Он привыкает, а я наблюдаю за тем, сколько ему надо времени. Ведь все дети разные! Безусловно, он может задавать мне вопросы, если что-то не понимает.

• Со второй, а иногда третьей недели мы включаем будильник и отводим на один предмет около 20 минут. По нормам СЭС в начальной школе нельзя тратить на домашнее задание более часа, это попросту вредно для здоровья.

Слышу ваше возмущение: "А если не успели, что же — не делать?". Для нашей семьи здоровье дороже всего, поэтому я не буду заставлять ребенка делать домашнее задание дольше отведённого на это времени. Если честно, то у нас было всего три таких случая, и учителя нам ничего не сказали. Наоборот, высказали понимание и одобрение!

Дело ведь не в строгих и непоколебимых учителях, а в вашем отношении к ним. У меня всего один раз был конфликт с учителем из-за моей позиции "здоровье — прежде всего, и ребёнка нельзя унижать". Все остальные одобряли мое мнение. У меня хорошие отношения с учителями, они уважают моих детей, а дети отвечают им взаимностью.

• Ребёнок может задать три вопроса по ходу выполнения заданий. Если детей в этом не ограничить, они будут сидеть надо мной и требовать ответов и помощи. А это их работа, не моя.

• У нас целый шкаф энциклопедий. В них можно найти ответы на вопросы, не погрязнув в интернете (время интернета у Стёпы и Глаши ограничено). • Дети знают, что уроки — их ответственность, и если они получат плохую оценку, то не скажут: "Мама, это всё из-за тебя".

• Я проверяю факт выполнения уроков, а не правильность. Например, есть задания по трём предметам — предъяви мне. Могу просто сказать, если в решении есть ошибка — пусть сами её найдут.

• Я обожаю играть в "дурочку": "Ой, какая интересная задача! Дай я решу!". И делаю ошибку. Ребёнок находит её и гордится собой.

Не понравились методы? Я так и думала. Но они меня устраивают, и у меня есть положительные результаты их применения. Кстати, по этой схеме организовали выполнение заданий и многие мои клиенты: ссоры из-за уроков прошли, конфликты сдулись, все счастливы.

Авторская статья Ларисы Сурковой.

Как правильно делать уроки в первом и втором классе: 8 шагов

Опыт психолога и мамы

Полезна: 1 голос
Не полезна: 0 голосов

Комментарии