Ник: Пароль: Регистрация Забыли пароль?
Поиск:

Сколько лет Вашему ребенку?

До 1 года

22%
от 14 и старше

13%

ГлавнаяБиблиотекаРассказы об отдыхе → Путешествие в Грузию через столицу нашей Родины. Часть 4-я, заключительная. Грузия, мы ещё вернёмся!

Всем доброго дня!

Продолжаю рассказ о нашем путешествии.
С подготовкой и началом отпуска можно ознакомиться здесь - /biblio/otpusk/4305/
Наши прогулки и экскурсии по Москве я описывала здесь - /biblio/otpusk/4309/
А про начало наших приключений в Батуми можно прочитать здесь - /biblio/otpusk/4313/

В третьей части я подробно описала и нашу квартиру в Батуми, и грузинскую кухню, и немного затронула достопримечательности. Совсем чуть-чуть, отдых был на самой начальной стадии в тот момент, когда разные неприятности пытались его испортить. Но на этом он не закончился, а только приостановился, подождал, пока мы выздоровеем, и продолжился дальше.

Даже после полного исчезновения симптомов мы не сразу вернулись к пляжному отдыху, тем более, что в самом Батуми нам больше купаться как-то не особо хотелось. После выздоровления мы решили продолжить нашу экскурсионную программу и снова отправились в центр Батуми. На повестке дня был дельфинарий, о котором мы слышали только положительные отзывы, в том числе от хозяйки нашей квартиры.

Лето - не просто пора отпусков, это ещё и школьные каникулы. Билеты разбираются с моментальной скоростью. И даже несмотря на то, что мы приехали заранее, билеты смогли купить только на вечернее представление, причём на самый последний ряд.
Стоимость просмотра вечернего шоу с дельфинами составляет 20 лари на одного человека (дети до 7-ми лет - бесплатно).
Рядом с дельфинарием находится аквариум с ценами на порядок ниже. За нашу семью мы отдали всего 6 лари, чтобы посмотреть рыбок.
Вот аквариум мне не понравился вообще! Снаружи приятно, а в помещении душно, аквариумы грязные, поцарапанные, ремонт двадцатилетней давности. Меня не покидало чувство, что я вернулась обратно в СССР. Цена за билеты, конечно, очень небольшая, и дети на некоторых рыбок посмотрели с удовольствием, но если ваши дети к обитателям водного мира равнодушны, я вообще не рекомендую туда идти.

До представления с дельфинами времени у нас ещё было предостаточно, и мы отправились гулять по окрестностям, несмотря на начавшийся дождь. Надо сказать, что дожди в Батуми - это вообще явление очень частое. Я читала, что Батуми - одно из самых влажных мест в бывшем СССР. Осадки бывают очень кратковременными, а бывают настоящие ливни. Во время нашего отпуска мы застали дожди разной силы и продолжительности и всегда носили с собой зонты и дождевики.

В одном из кафе приветливо и гостеприимно помогли нам не только утолить голод, но и переждать дождь, а потом нас ждала красивая площадь Европы со статуей Медеи, эта площадь мне действительно напомнила Европу.

Следом мы дошли до Театральной площади (или площади Посейдона), я её заприметила ещё в тот злополучный вечер в первую поездку в центр Батуми, но тогда на всё не хватило времени.

Затем гуляя по жилым кварталам Батуми, мы вернулись к парку 6-го мая, рядом с которым и расположен дельфинарий.
В центре Батуми всё находится в шаговой доступности, гулять там очень приятно. Я невольно часто сравнивала Батуми с нашим черноморским побережьем, и сравнение, к сожалению, было не в пользу последнего...

На территории парка находится озеро Нуригель. После представления мы вернёмся ещё на это озеро, чтобы в лучах заходящего солнышка прокатиться на электролодочках (цена билета - 5 лари с человека, дети до 7-ми лет - бесплатно).
А пока нас ждут дельфины!

Дельфинарий нам очень понравился. В отличии от аквариума, он современный и красивый. Само представление было музыкальным, динамичным и интересным, а дельфины и профессионализм тренеров нас просто покорили! Однозначно рекомендую к посещению!
В бывшем СССР, кстати, этот дельфинарий считался самым лучшим.

Но это далеко не всё, что можно посмотреть в Батуми и его окрестностях.
На следующий день мы отправились в Ботанический сад. Его по праву можно назвать одной из главных достопримечательностей Аджарии.
Место потрясающее, очень живописное, а как там дышится! В самом Батуми, конечно, такого воздуха нет! Это утопающий в зелени уголок, поделённый на 21 зону, в каждой из которой - своя флора! Хотя какой это уголок? Целого дня не хватит, чтобы обойти полностью Ботанический сад.
Мы начали экскурсию уже в самую жару, поэтому в одну сторону проехали на электромобиле. Перекусили в кафе, оценили всю прелесть чистого моря дикого пляжа Зелёного мыса, а потом, когда жара спала, неспеша, в течении пары часов шли обратно. Кстати, надо отметить, везде есть лавочки.
Цена билета в этот благоухающий мир грузинских тропиков - 15 лари со взрослого (дети до 10-ти лет - бесплатно).
За электромобиль в одну сторону мы отдали 15 лари на нашу семью (младший ребёнок ехал бесплатно).

Ещё мы самостоятельно посетили крепость Гонио, которая находится в 15 км от Батуми (до крепости легко добраться на общественном транспорте). Это один из древнейших памятников, дошедших до наших дней. Доподлинно установлено, что крепость существовала уже в I веке нашей эры!
А вообще здесь интересно переплелись две эпохи. Разные эпохи, разные религии...
Христианство здесь тоже нашло своё отражение: на территории крепости находится могила одного из двенадцати апостолов Иисуса Христа - Матфея.

Помимо хорошо сохранившихся стен на территории крепости можно с помощью указателей или аудиогида посмотреть и руины бань и колодцев, и останки водопровода, и заглянуть в музей раскопок.

Стоимость билета в крепость очень символическая - 3 лари на взрослого, 2 - на старшего ребёнка (младший - бесплатно). За аудиогида мы отдали 5 лари. Честно, если музей раскопок не интересует, то аудиогид - абсолютно бесполезная вещь, дублирующая информацию на табличках. Единственное, где мы его послушали, - это в музее.

Мы с мужем полазили по стенам, несмотря на полуденный зной. А вот детям не разрешили - опасно.
Кстати, на территории крепости есть приятная аллея с теньком, иначе в жару там тяжело было бы находиться. Однозначно рекомендовать к посещению не могу, место на любителя. Мы не пожалели, нам нравится прикасаться к истории.

Находится крепость Гонио недалеко от Сарпи, где нам сказали, самый чистый пляж в Грузии. Туда дальше мы и поехали.
В Сарпи мы не смогли пройти мимо храма Андрея Первозванного.

Он так символично расположен на границе христианского и исламского миров!
А всё потому что Сарпи - это грузино-турецкая граница, перейти которую легко можно всем желающим, имеющим загранпаспорта. Мы не планировали этого делать, несмотря даже на просьбы сына (в Турции в это время отдыхала его подружка с садика)).

Что касается пляжа и море, они действительно чище, чем в Батуми, но мы засомневались, неужели это действительно самое чистое место? И как оно может быть супер чистым, если рядом граница? Позже мы узнали, что имелся ввиду пляж посередине между Сарпи и Квариати. В Сарпи пляжный отдых нам показался лучше, чем в Батуми, но не понравилась ни трасса поблизости, ни места общественного питания рядом с границей. Решили, что больше сюда не поедем.
Кстати, стоимость шезлонгов и зонтов здесь чуть дороже, чем в Батуми, людей на пляже существенно меньше, а закаты такие же красивые!

Через пару дней мы снова отправились на экскурсию, причём самую интересную и продолжительную.
Несколько раз нам таксисты предлагали свои услуги, чтобы получше познакомиться с Грузией, но самое заманчивое предложение нам показалось у очень аккуратного водителя, с кем мы добирались от Ботанического сада до дома.
За 80 лари он возил нашу семью практически весь день по основным достопримечательностям Аджарии, куда весьма утомительно добираться на общественном транспорте.

Мы посмотрели водопад Махунцети. Водопад находится в 30 км от Батуми, его высота порядка 30 метров.
Купающихся - мало. Вода - градусов 15, бодрит ))) Мы всей семьёй помочили ноги,  я, правда, на скользких камнях умудрилась подскользнуться и попыталась упасть. Муж в этот момент фотографировал и посмеялся, что я опять пытаюсь утонуть.
А ведь он реально вытащил меня из моря за день до этой экскурсии! Я тот ещё пловец, плаваю только там, где мелко. Мне надо чувствовать дно. А морское дно не всегда предсказуемо. Казалось, воды по грудь, и вот всего один шаг назад, и меня скрывает с головой... Лечь на воду внутренняя паника мне не дала, а кричать и звать на помощь оказалось невозможным, при каждом выныривании из воды я просто банально делала вдох. Звала же мужа на выдохе. Слава Богу, он услышал! И спасибо супругу, что быстро меня вытащил! Воды нахлебалась да и испугалась, что уж скрывать. Конечно, потом первое время в воду даже не тянуло. Разве что в водопад )))

Затем мы доехали до арочного моста Царицы Тамары, который расположен совсем недалеко от водопада.

Этому мосту уже 900 лет. Примечательно, что он совсем не имеет ограждений, так что не было ни малейшей помехи для головного убора дочери. Панамка ребёнка, повинуясь порыву ветра, за считанные секунды оказалась в грязной речке Аджарисцкали. Мы ей помахали с моста и посмеялись, что дочь в Грузию должна вернуться.

Дальше мы посетили винный дом Аджарии. Цена входного билета - 7 лари на человека (дети, естественно, бесплатно).
В стоимость входного билета входит ещё и бокал вина на выбор. Место очень приятное, территория красивая и ухоженная. Здесь и виноградники в горах, и маленький винзавод, и музей, и ресторан. Живописно, всё утопает в цветах и зелени, там здорово отдохнуть между экскурсиями!
Но вот вино и себе, и на сувениры мы покупали в другом месте. Цены в винном доме сильно завышены.

Дальше наш водитель предложил нам посетить крепость Гонио, но так как мы туда уже съездили самостоятельно, то посоветовал нам музей. Дети, как услышали про музей, начали сопротивляться. Они, конечно, ходят по музеям, но без особого энтузиазма. Хотя ведут себя там очень неплохо, слушают экскурсоводов и даже каждый раз выносят для себя что-то полезное. Мы до сих пор вспоминаем, как в Крыму водитель объявлял остановки: "Воронцовский музей. Конечная". Пятилетний сын возгласом: "Опять музей??!!" рассмешил многих в автобусе. Не могу не добавить, что из всех музеев в Крыму именно Воронцовский ему понравился больше всего!

Но наш грузинский водитель пообещал, что им понравится! И оказался прав! Такого восторга от музея у своих детей я никогда не видела. В конце экскурсии дети наперебой говорили, что это самый интересный музей из всех, где они были.

Справедливости ради, надо отметить, что он и нас не оставил равнодушными.
Салон-мастерская Кемала Турманидзе - музей уникальный! Он полностью собственноручно создан одним человеком! В течении многих лет Кемал Турманидзе трудился над созданием экспонатов, чтобы максимально передать быт и нравы грузинского народа конца 19-го - начала 20-го века. Масштабы музея впечатляют, а красочность и наглядность поражают. Каждый экспонат - произведение искусства, в которое вложена частичка души его создателя!
Приятная девушка экскурсовод смогла заинтересовать и взрослых, и детей, благодаря ей мы узнали много нового. А позже она познакомила нас и с тем, кто долгое время с невероятным энтузиазмом и любовью работал над этим музеем, - со своим отцом.
Я жалею лишь об одном, что мы не сфотографировались с талантливейшим Кемалом Турманидзе.

Цена входного билета с экскурсионным сопровождением - 10 лари на взрослого и 5 на ребёнка (младший - бесплатно).
Там же можно приобрести сувениры на память, изготовленные создателем музея.

А вечером мы попросили нашего водителя отвезти нас в Квариати, чтобы хоть немного искупаться.
В этот отпуск моря лично у меня было очень мало: то дети болели, то непогода, то шторм, то грязное море, то страх. Но вот тот час в Квариати после длинного экскурсионного дня я запомнила. В этот час море было таким ласковым, тёплым, спокойным и чистым, как никогда ни до этого, ни после. И часа, конечно, было катастрофически мало, но нас ждал водитель, чтобы везти обратно в Батуми.

Потом мы уже самостоятельно съездим к Квариати, но погода испортится. Июнь - не самый лучший месяц для поездок в Грузию. В июле и августе погода будет уже поустойчивее.

А в конце нашего отпуска море начинало штормить уже настолько, что спасатели на пляже не разрешали в него заходить даже взрослым. Мы дышали морским воздухом, снова съездили в центр Батуми, чтобы покататься (или покачаться)) на яхте, посмотреть ещё раз весь маленький, но такой симпатичный город теперь уже с колеса обозрения. Мы открыли для себя новый ресторанчик Украиночка, где смогли детей накормить настоящим очень вкусным борщом, а прям из окна ресторана любовались шоу танцующих фонтанов.

Наше водительское удостоверение так и не нашли. Вместо него мы привезли из полиции бумагу на грузинском языке, а ещё много сувениров и эмоций.
Может, в Грузию вернётся не только наша дочь, но и мы тоже? Не за удостоверением, конечно, не за кошельком и не за панамкой... А за новыми впечатлениями в этой тёплой гостеприимной стране, за тем, чтобы снова насладиться местной кухней и приятным сервисом за доступную цену. За тем, чтобы открывать что-то новое, сравнивать, наблюдать, удивляться, а потом вспоминать долгими прохладными вечерами...

Ведь самая устойчивая валюта - это приятные воспоминания. Её ценность постоянно растёт!

Спасибо вам за внимание! Надеюсь, мои рассказы вас не слишком утомили и были полезными!
Грузия - страна, достойная посещения!

Наталья Никитина.
Август 2018 года.

Распечатать

самая устойчивая валюта - это приятные воспоминания